Аттестация педагогических работников

Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (ред. от 23.12.2020 г.)

Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №276

Письмо Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 "О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования"

Приказ Министерства образования Калининградской области от 08 декабря 2016 года № 1334/1 «Об утверждении регламента работы Аттестационных комиссий, формируемых для проведения процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Калининградской области, на первую и высшую квалификационные категории»

Приказ Минспорта России от 19.03.2020 № 224 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2010 N 921н "О внесении изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"


Выдержка из Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 49. Аттестация педагогических работников

  1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
  2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
  3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  4. "Порядок" проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения).

Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

  • в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;
  • в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

  • стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;
  • повышение качества образования;
  • приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;
  • обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Процедура подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Представление — документ, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

  • Ф.И.О. сотрудника;
  • должность, занимаемая работником образовательного учреждения;
  • дата подписания специалистом трудового договора;
  • уровень квалификации сотрудника;
  • сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;
  • результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;
  • мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

  • работники, у которых уже есть квалификационные категории;
  • сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;
  • беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;
  • сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

  • определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;
  • письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

  • установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;
  • его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;
  • установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

  • установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;
  • ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;
  • установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;
  • человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

  • установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;
  • отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия. Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса.

Городские методические объединения педагогических работников

Городские методические объединения педагогических работников созданы с целью реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы дошкольного, общего и дополнительного образования, осуществления взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников, а также с целью организации и координации методической работы.

Методические объединения ведут свою деятельность в соответствии с Положением о городском методическом объединении педагогических работников образовательных учреждений Советского городского округа, утвержденным приказом управления образования №114 от 26.09.2017 г. 

Приказ управления образования администрации Советского ГО от 05.07.2021 № 94 «Об организации работы городских методических объединений педагогических работников Советского городского округа в 2021/2022 учебном году» (с изм. от 14.02.2022)

Приказ управления образования администрации Советского ГО от 26.09.2017 № 114 "Об утверждении Положения о городском методическом объединении педагогических работников образовательных учреждений Советского городского округа (Положение о ГМО)


Ответственные за методическую работу в муниципалитете:

- заместитель начальника управления образования Комарова Татьяна Станиславовна, тел. 8 (40161) 4-00-54;

- главный специалист управления образования Козлова Ирина Владимировна, тел. 8 (40161) 4-00-52.

 Руководители городских методических объединений

на период с 01 сентября 2021 г. по 31 августа  2022 г.

Анисимова Инесса Рудольфовна, заместитель директора МАОУ "Гимназия №1" г.Советска – методическое объединение учителей русского языка и литературы;

Брейдакова Татьяна Тарасовна, учитель географии МАОУ "Гимназия №1" г.Советска – методическое объединение учителей географии;

Бауэр Владимир Михайлович, учитель физической культуры МАОУ "Лицей №5"  – методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ;

Шакола Анжелика Сергеевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №1» г.Советска – методическое объединение учителей истории, обществознания и экономики;

Гринь Ирина Николаевна, учитель биологии МАОУ "Гимназия №1" г.Советска – методическое объединение учителей  химии и биологии;

Герлак Ольга Ингмаровна, педагог-психолог МАОУ "Гимназия №1" г.Советска - методическое объединение специалистов психолого-педагогической службы образовательных учреждений;

Ильчук Елена Владимировна, учитель английского языка МАОУ "Лицей №5" - методическое объединение учителей иностранного языка;

Левадная Зофия Францевна, учитель математики МАОУ "Гимназия №1" г.Советска –  методическое объединение учителей математики;

Соколовская Нина Зауровна,  учитель начальных классов МАОУ  «Лицей  №5» г.Советска – методическое объединение учителей духовно-нравственного воспитания;

Мандровская Анна Сергеевна, заместитель директра МАОУ "Лицей №10" г.Советска – методическое объединение учителей технологии, изобразительного искусства и музыки;

Тынянская Ольга Ларионовна, учитель начальных классов МАОУ "Лицей №10" г.Советска – методическое объединение учителей начальных классов;

Баужа Виктория Чеславовна, учитель информатики и ИКТ МАОУ "Гимназия №1" г.Советска – методическое объединение учителей физики и информатики;

Тарасова Жанна Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18 - методическое объединение воспитателей по художественно-эстетическому развитию дошкольников;

Ильяшевич Галина Григорьевна, заместитель заведующего МАДОУ №3 «Почемучка» -  методическое объединение старших воспитателей и заместителей заведующих по ВМР;

Снапкова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МАДОУ д/с №12 "Солнышко" - методическое объединение воспитателей группы раннего возраста;

Сугревина Елена Викторовна, заместитель заведующего по УВР МАДОУ д/с №1 - методическое объединение воспитателей ДОУ;

Новак Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с №12 - методическое объединение музыкальных руководителей;

Головенских Елена Александровна, заместитель заведующего МАДОУ Детский сад №4 - методическое объединение воспитателей по вопросам охраны жизни и здоровья детей.


Планы работы и отчеты городских методических объединений

Методическое объединение учителей русского языка и литературы - план на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение учителей иностранного языка - план на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение учителей математики план на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение учителей истории и обществознания - план на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение учителей географии - план на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2019-2020 уч.год)

Методическое объединение учителей химии и биологии - план работы на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение учителей физики, информатики и ИКТ - план на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2019-2020 уч.год)

Методическое объединение учителей духовно-нравственного воспитания план на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ - план на 2020/2021 уч.г. (отчет за 2018-2019 уч.год)

Методическое объединение учителей технологии >>> (отчет за 2018-2019 уч.год)

Методическое объединение воспитателей по художественно эстетическому развитию дошкольников - план работы на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение специалистов психолого-педагогической службы образовательных учреждений СГО - план работы на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение воспитателей ДОУ - план на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение музыкальных руководителей - план работы на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение воспитателей групп раннего возраста - план работы на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение воспитателей по вопросам охраны жизни и здоровья детей - план работы на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Методическое объединение старших воспитателей и заместителей заведующих по ВМР - план на 2021/2022 уч.г. (отчет за 2020-2021 уч.год)

Что такое эффективный контракт?

В связи с поступающими вопросами от работников образовательных учреждений Советского ГО о необходимости заключения с работодателем в ближайшей перспективе эффективных контрактов приводим консультацию эксперта ООО «Центр исследования бюджетных отношений» А.С.Карасева  о том, что  такое эффективный контракт и каковы правовые основания для его заключения (материал системы КонсультантПлюс).

Подробнее...

«Без потери времени и качества»: УМВД России по Калининградской области предоставляет гражданам госуслуги в электронном виде

Практически каждый гражданин сталкивается с необходимостью обращения в органы внутренних дел. Получение справки об отсутствии судимости

Подробнее...

Ипотека для молодых педагогов

С августа 2015 года начался прием документов на получение меры социальной поддержки в форме социальной выплаты на субсидирование части первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам

Подробнее...