Особености проведения ГИА-9 для обучающихся с ОВЗ

Выдержка из Приложения 11 "Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году" к письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.12.2018 г. № 10-987.

В соответствии с пунктом 44 Порядка ГИА-9 для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена-детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзамена в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Основанием для создания указанных условий является предоставление при подаче заявления на участие в экзаменах:

  • участниками экзамена с ОВЗ – копии рекомендаций ПМПК;
  • участниками экзамена – детьми-инвалидами и инвалидами – оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность).

Обязательными условиями проведения экзамена при предъявлении вышеуказанных документов являются:

  • увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
  • беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Основанием для создания дополнительных условий проведения экзамена, соответствующих состоянию здоровья и психофизическим особенностям каждого участника экзамена, является:

  • у участников экзамена с ОВЗ – наличие  в рекомендациях ПМПК описания дополнительных условий проведения экзамена;
  • у участников экзамена–инвалидов и детей-инвалидов (наряду со  справкой, подтверждающей инвалидность) – наличие рекомендаций ПМПК с описанием необходимых дополнительных условий проведения экзамена.

В соответствии с частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Особенности организации ППЭ

Материально-технические условия ППЭ должны обеспечивать всем участникам экзамена с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам их беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При  предъявлении участниками экзамена с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами рекомендаций ПМПК о создании дополнительных условий проведения экзамена ППЭ оборудуются с учетом данных рекомендаций.

Для слабослышащих участников экзамена аудитории ППЭ должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.

Для слабовидящих участников экзамена освещенность каждого рабочего места в аудитории должна быть индивидуальной равномерной и не менее 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.

Для слепых участников экзамена ЭМ оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером.

Возможно использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств.

Во время экзамена в ППЭ могут присутствовать ассистенты , которые оказывают участникам экзамена с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей, а также:

  • помогают  им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;
  • содействуют в перемещении;
  • оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызывают медперсонал;
  • помогают в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод – для глухих);
  • помогают при оформлении регистрационных полей  бланка регистрации, бланка ответов.

Ассистентом ребенка-инвалида – участника экзамена может быть назначен его родитель (законный представитель), работник ОО, в которой он обучается. Ассистентом инвалида - участника экзамена может быть назначен закрепленный за ним социальный работник. Данные об ассистентах вносятся в РИС и распределяются в указанный ППЭ. Указанные лица прибывают в ППЭ не ранее 09.00 по местному времени.

Для сопровождения участников экзамена запрещается назначать учителя-предметника по учебному предмету, по которому проводится экзамен в данный день (на экзамены по русскому языку и математике допускаются ассистент-сурдопедагог - для глухих участников экзамена, ассистент-тифлопедагог – для слепых участников экзамена).

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Непосредственно в аудитории проведения экзамена должно быть организовано видеонаблюдение без возможности трансляции видеозаписи в информационно-коммуникационную сеть «Интернет» (в режиме «офлайн»).

Экзамены для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть организованы в ОО, в которых может быть назначена специализированная аудитория  (аудитории), а также в медицинской организации, в которой обучающийся находится на длительном лечении, и на дому.

В специализированной аудитории могут находиться участники экзамена с различными заболеваниями. При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов:

  1. слепых, поздноослепших;
  2. слабовидящих;
  3. глухих, позднооглохших;
  4. слабослышащих;
  5. с тяжелыми нарушениями речи;
  6. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  7. с задержкой психического развития, обучающиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
  8. с расстройствами аутистического спектра;
  9. иных участников экзамена (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).

Допускается рассадка слепых, поздноослепших и слабовидящих участников в одну аудиторию. Также в одной аудитории могут находиться глухие, позднооглохшие, слабослышащие участники экзамена, а также участники экзамена с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для глухих участников экзамена при нахождении в аудитории ассистента-сурдопереводчика необходимо предусмотреть отдельные аудитории.

Не рекомендуется объединять с другими категориями участников экзамена лиц с  задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, и с расстройствами аутистического спектра.

Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов определяется в зависимости от категории заболевания, используемых ими технических средств (рекомендации по количеству участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в одной аудитории представлено в приложении 7 настоящих Методических рекомендаций).